Интервью с Еленой Кочневой – главным художником тиров в России
Елена уже 7 лет рисует иллюстрации, которыми мы оформляем наши тиры. Ее почерк – взрослые темы, нарисованные в детском стиле. Из под кисти Елены выходят разнообразные сюжеты. От русской сказки, до панорамы боя под Сталинградом. В таком атмосферном тире каждый взрослый хотя бы на 5 минут чувствует себя ребенком.
Елена здравствуйте! На нашем сайте есть блог, в котором мы рассказываем реальные истории людей, которые стали предпринимателями благодаря нашим тирам. Вы тоже работаете на себя. В этой связи, интересна история предпринимателя из другой области. Быть может,ваш опыт поможет начинающим освоить свой бизнес.
Сколько вы работаете художником? Как им стали?
Думаю, художником я стала уже в два года, когда на новых маминых занавесках фломастерам дорисовала листочки всем цветам. Это были новые занавески, в то время их трудно было купить. Но мои родители поняли, что в доме растет художник.
Потом была художественная школа. Пришло понимание, что только в художественном направлении у меня есть желание развиваться и работать. После школы, я приехала в Краснодар, поступила в Кубанский Государственный Университет на факультет архитектуры и дизайна, Учеба длилась 6 лет. Получила красный диплом и с ним отправилась в свободное плавание. Много всего перепробовала: полиграфия, наружная реклама, сувенирка.
В 25 лет решила работать на себя. Ушла из работы по найму. Мои знания и умения оказались востребованы. И не было ни дня без работы.
А какие еще профессии вы освоили?
Я работала конструктором мебели. Рассчитывала материалы, делала чертежи. Мой художественный опыт мне очень помог. Начертательная геометрия, которую давали в университете, помогает в проектировании. Поработала полгода. Стало скучно, поскольку это все довольно просто. Операции стандартные, места творчеству оставалось мало. Ушла вновь на работу художника.
Работала недолго менеджером по продажам в люкс сегменте. Продавала мягкую мебель. К примеру, диван стоил 200 000 рублей. Были отличные результаты, директор не хотел отпускать. Но мне вновь стало скучно. Продажи- это не мое, слишком однообразно. В рисовании я нашла отдушину. Каждый раз картина пишется по новому, разные сюжеты и стили. Что еще нужно творческому человеку?
Как вы сейчас прокачиваете свои навыки? Курсы? Книги?
Раньше нас обучали академическому рисованию. Рисование с натуры. Сейчас подход изменился. Я смотрю работы коллег в интернете. Изучаю новые стили рисования, благо сейчас это все в доступе. Лучший опыт применяю у себя. Привношу в такой стиль свои фишки.
Видео уроки помогают. Зачастую это все бесплатно. Взгляд на свою картину меняется, так как смотрю на нее с другой стороны. К сожалению, бумажные книги – пособия, теряют свою актуальность.
Какая программа лучшая для художника?
Пакет компании Adobe –это все что нужно. Профессиональная программа, там есть все. Photoshop, Illustrator – лучше для художника не придумали. Эти программы позволяют точно передать цвета,распечатать в любой типографии. Они дают предсказуемый результат.
Как в начале своего пути вы получали заказы? Как вас находили клиенты?
Первые заказы поступали от моего преподавателя в университете. Она сама работала много в интерьере и в оформлении парков. Евгении Геннадьевне нужна была помощь. Благодаря этой работе я сформировала первое портфолио. Потом начало работать сарафанное радио. В Краснодаре я помогала многим и знала ведущих специалистов в этой области.
Затем, пошла на работу в фирмы. Были такие моменты, что мой работодатель предлагал мои услуги своим клиентам напрямую, не через фирму. В качестве дружеской помощи. Благодаря таким заказам портфолио росло.
В то время у типографий Краснодара не было в штате своего дизайнера. Мне поступали заказы от типографий. Появились постоянные клиенты.
Но город маленький и хотелось расширить базу клиентов. Выбрала сайт фриланс.ру, выложила свое портфолио туда. Начали поступать заказы из всех регионов России. Работы стало больше.
Сейчас откуда приходят клиенты?
Я была в декретном отпуске 2 года. Некоторые клиенты обратились к другим художникам. Типографии также стали заказывать намного меньше. Теперь основная площадка для меня - фриланс.ру. Клиентов стало даже больше, чем до отпуска. Потребность в качественном рисунке возросла.
Если клиентов много, то как вы выдерживаете сроки?
Сейчас мой подход к работе - это ведение крупных проектов. Я веду один, максимум два проекта одновременно. Если появляются новые клиенты, сообщаю им когда освобожусь. Они готовы ждать. Брать больше, чем могу качественно сделать, я не буду. Людей не хочется подводить по срокам. Для постоянных клиентов я всегда оставляю пространство, чтобы поставить их работы в приоритет.
Были моменты, когда заказов не было долгое время? Как вы справлялись с кризисом?
Все держится на готовности человека к труду. Если есть перерыв, то я участвую в конкурсах и батлах на фриланс.ру. Это позволяет мне тренировать умения. Может в ходе конкурсая не выиграю заказ, зато мне будет полезно посмотреть уровень работ других художников. Трезво оценю свой уровень. Я советую не опускать руки, а совершенствоваться. Здорово, когда есть задание, которое нужно сделать.
Само по себе рисование- не очень развивает. Себе ты всегда поставишь малое задание,тогда как клиент просит по максимуму. Только выполнение задач от клиента может повысить твой уровень.
Есть пауза в работе? Прокачай свои умения. Посмотри уроки, изучи новую технику. Нельзя останавливаться.
Как серьезно повысить средний чек по стоимости работ? Как перейти в высшую лигу? Нужно ли туда стремиться?
В высшей лиге надо быть готовым к командной работе. Большие корпорации предъявляют серьезные требования. Здесь художника могут поставить в рамки, из которых нельзя выйти. Не каждый сможет работать в таких условиях. Выбирай, или большой проект с серьезными деньгами с массой ограничений, или свободный полет и возможность творить так как ты хочешь. Для меня возможность свободно творить само по себе дорогого стоит.
Как получить постоянного клиента? Как можно мотивировать клиента работать с одним художником?
Думаю, что в любой сфере клиент остается с тем исполнителям, который по-настоящему чувствует проект. У них совпадают и требования к качеству, и появляются некие дружеские отношения. Думаю, что надо делать свою работу хорошо и в срок. Тогда постоянные клиенты сами появятся и будут обращаться вновь и вновь.
Художник должен удивлять, в хорошем смысле этого слова (смеется). Клиент должен понимать, что художник живой, адекватный. Что не действует по шаблону.
Можете описать структуру ваших доходов? Иллюстрации, живые картины, рекламная продукция? Какие из них имеют больший доход?
90 процентов- это иллюстрации. Они используются в живых проектах. Тиры, настольные игры, картинки к книгам. Характер иллюстраций- это детская тематика, сказочная. Кроме этого, мультяшные темы.
У меня прослеживается некая специализация по детскому рисунку. Это знают мои клиенты и приходят именно за моим пониманием проекта.
Куда нужно вкладывать заработанные деньги художнику? Инструментарий или новая мебель в гостиную?
Большие вложения идут в программное обеспечение и оборудование. К примеру, новый монитор с тачскрином стоит порядка 60 000 рублей. Обновлять нужно и стилус и компьютер. Сейчас я рисую непосредственно на мониторе. Я поклонник старой школы, когда хочется чувствовать рисунок кистью. Некоторые рисуют на тачпаде. Это когда водишь стилусом по столу, а рисунок на экране. Мне так неудобно.
Рабочее место тоже улучшаю. Нужно купить эргономичное кресло и стол. Деньги есть куда потратить (смеется).
Каким был ваш самый дорогой проект? Что нужно было рисовать? Как долго?
Проекты по времени бывают разные. Длятся больше или меньше месяца. В среднем - один месяц. Обычно проект стоит от 30 тысяч рублей. Одновременно у меня 1 или два проекта. Один заказ всегда ведущий, крупный. Второй чуть меньше. Мне легко переключаться между ними. Здорово когда есть возможность подумать над основным проектом, переключившись на другую работу. Это дает отличный результат. Так работа не превращается в рутину. При этом два проекта не мешают друг другу, скорее дополняют.
Тяжело ли делать однообразные вещи? Каждый день одно и тоже, спина не болит?
Это стереотип, что художник только и делает, что рисует. Нет. Работа делится на несколько этапов.
Первый – анализирую проект и собираю информацию. Ищу примеры, разные варианты исполнения. Это работа с интернетом, поиск идей.
Далее пауза. В этот момент занимаюсь домашними делами, играю с дочкой, варю еду. Все это время мозг будет обрабатывать информацию, полученную в ходе поиска.
Третий этап. Первые наброски – эскизы. Согласовываю их с клиентом. Вместе корректируем концепт.
Далее еще одна пауза, в которой я гуляю или занимаюсь спортом. Тут важно все уложить по полочкам и знать как пойдет рисунок. Важно наметить четкий план отрисовки.
Четвертый этап. Непосредственно отрисовка. Работаю в тесном контакте с клиентом. Показываю и согласовываю с клиентом каждый этап рисования. При этом не нужно будет переделывать много, если клиент захочет поменять рисунок.
Пользуюсь такой схемой уже много лет. Сбоев не было. Мне важно рисовать в одном месте - так я настраиваюсь на работу. А анализировать и раскладывать все по полочкам мне лучше вне моей мастерской, к примеру, на прогулке в парке.
Сложно ли работать дома? Как справляться с отвлекающими факторами?
Да, сложно не отвлекаться на домашние дела. Но я приучила себя отключаться и концентрироваться на работе. Это сложно, но надо себя к этому приучать, если хочешь добиться результата. Желание рисовать – это самая большая мотивация для меня, особенно после декретного отпуска (смеется).
Как клиент должен поставить задачу художнику, чтобы задание было качественно и в срок выполнено?
Первое условие хорошо составленного задания – это его письменная форма. Человек, когда пишет, много раз обдумает свой текст. В этом случае я получаю более-менее структурированную задачу. Далее, по ходу дела, в переписке уточняю детали. Если бы общение было по телефону или при встрече, то много моментов можно упустить и забыть. А так, я всегда вернусь к написанному и четко пойму поставленную задачу. Кроме этого, письменная форма - это гарантии для меня как исполнителя. Не нужно будет потом переделывать работу, потому что клиент сказал: «А помните я вам говорил…?».
Обычно мы обсуждаем проект в почтовой переписке. Но сейчас, я делаем это в Гугл Докс. Это один вордовский файл, расположенный в облаке. К нему имею доступ я и клиент. В режиме он-лайн мы вносим коррективы в задание. Так можно сделать работу быстрее. В почте бывает много писем и сразу не найдешь нужный пункт.
Текущие мелкие вопросы мы обсуждаем в мессенджере: вотсаппе или телеграмме.
А вот знакомство с клиентом должно быть по телефону или при встрече. Этап знакомства - эмоциональный. Сразу можно понять, на одной ли ты волне с клиентом.
Нужно ли современному человеку уметь рисовать? И если он научился, в каких сферах жизни он имеет преимущество?
Эти навыки лучше иметь. У нас всех будут или уже есть дети. Совместное рисование с детьми – это очень полезный этап воспитания. Ребенок получает навыки мелкой моторики и может с малых лет тянуться к прекрасному. Очень хорошо, когда папа и мама имеют навыки рисования и могут передать сыну или дочери такой опыт.
Кроме этого,человек умеющий рисовать, умеет представлять объекты в пространстве. Это очень важно в строительстве и архитектуре.
Нужно ли учить ребенка рисовать? И можно ли научить ребенка рисованию, даже если у него нет таланта?
Надо просто наблюдать за ребенком. Специально насаждать умения не нужно. Ребенок любит повторять, что ему интересно. И если в садике будет видно, что он уделяет в своих играх рисованию много времени, то это сигнал для воспитателя и родителя, что можно поддержать это желание. Думаю, что большой ошибкой взрослого является желание сделать из ребенка второго себя. Надо лишь помочь ему определиться с той дорогой, по которой он хочет пойти сам.Тогда личность вырастет гармоничной.
Если тебе уже 30 лет, где учится рисованию?
Зависит от цели, которую человек ставит. Если это основы рисунка, скетчи или легкая графика – то можно учиться на мастер классах. Желательно не дистанционно. Рисунок нужно чувствовать.
Если человек хочет погрузится в тему серьезно, рисовать академично пейзажи или людей, то без серьезного обучения не обойтись. В ВУЗе научат рисовать правильно.
Хотите сами преподавать?
Я люблю профессионализм во всем. Думаю, что моего опыта очень мало, чтобы учить других. Возможно в будущем, когда опыта будет больше. А пока мне самой нравится учиться и постигать новое.
Вы нарисовали иллюстрации ко всем нашим тирам. Учитывая, что мы долго работаем, и вы полностью погружены в тематику тиров, задам вопрос. Хотели бы вы купить свой тир?
Я люблю, когда мои работы служат людям в реальной жизни. Когда, это не только картинка в интернете, а осязаемый трехмерный объект. Когда можно пострелять в тире в красиво нарисованную мишень. Здесь есть место реальным эмоциям. А картинки в электронном виде сегодня есть, а завтра исчезнут без следа.
Открыть тир? (смеется). Мне, как молодой маме, это будет не по плечу. Время уходит на семью и рисование. В будущем задумаюсь об открытии стрелкового бара. Мне и моему супругу такой формат нравится. Здорово, что люди могут повеселиться, покушать и пострелять в одном месте.
Инстаграм Елены Кочневой
Страница ВКонтакте