Как организовать арбалетный турнир?
Изначально, задумывая клубное движение, мы определили, что статус (рейтинг) члена клуба, помимо степени вовлеченности в клубные дела, помощи в деятельности, обязательно должен зависеть и от стрелкового мастерства. Иначе и быть не может, т.к. клуб то у нас стрелковый. Таким образом, нами были определены нормативы стрельбы из арбалета: 10 выстрелов на расстояние 10 метров, в стандартную мишень диаметром 40 см. Мы высчитывали среднее значение результатов всех серий члена клуба и тем самым определяли его стрелковое мастерство, влияющее на рейтинг.
Однако со временем, захотелось большей зрелищности в определении лучших стрелков. Возникла идея провести турнир.
В связи с тем, что членов клуба у нас было менее десятка, мы решили турнир сделать открытым и пригласить на него всех своих друзей и знакомых испытывающих интерес к стрельбе.
Что мы сделали для организации турнира:
1. Составили план подготовки к турниру, записав туда все, от глобальных действий (оповестить СМИ) до всяческих мелочей (купить одноразовые стаканчики для воды и свисток для судьи) и определили ответственных по каждому пункту.
2. Разработали правила проведения турнира.
3. Запланировали дату проведения - выходной день.
4. Определили место - поляна рядом с озером, на котором любят отдыхать горожане в выходные дни. Для того, чтобы совместить приятное с полезным: турнир и пикник с друзьями. Выбирая такое место, мы не согласовывали его с властями. Стрелять из купленного в свободной продаже арбалета там, где вам хочется, при соблюдении мер безопасности, ещё никто не запрещал.
При выборе места проведения турнира учитывайте, что пострелять хочется людям, которые не имеют личного автомобиля. Поэтому желательно, чтобы турнирная площадка была в максимальном приближении к остановке общественного транспорта.
5. Установили плату за участие - 100 руб. Для того чтобы окупить расходы на организацию мероприятия: призы, расходные материалы; а также еду и напитки: шашлык, гречневая каша с тушенкой, овощи, вода, чай, сгущенка, печенье. Здесь нужно понимать, что указанное мероприятие не направлено на получение дохода. Поэтому заламывать цену за участие в турнире нет смысла. Главным здесь является рекламный эффект. Люди будут знать о вашем клубе - это уже не мало.
6. Разместили информацию о проведении турнира и его правила у себя на сайте, а также на форумах наших друзей.
7. За две недели до мероприятия разослали пресс-релиз турнира во все городские СМИ: информационные сайты, газеты, телеканалы, радиостанции.
8. Закупили в специализированном магазине, торгующем спортивным инвентарем грамоты, кубок и медали. Заказали вкладыши в медали с изображением арбалета в специализированной компании (сайт www.artans.ru - их представители есть практически во всех крупных городах).
9. Проверили и починили все свое оборудование: смазали и почистили арбалеты, починили стрелы, почистили столы, подправили стрелоулавливающие щиты.
10. Продублировали пресс-релиз за 3 дня до мероприятия (в четверг), чтобы редакции не забыли направить корреспондентов.
11. Накануне турнира закупили весь необходимый провиант по заранее составленному списку. Количество определили примерно, по результатам регистрации на сайте, а также обзвонки всех намеревающихся принять участие в турнире.
12. В день турнира прибыли на место заранее. Разложили все оборудование, огородили территорию.
В назначенный час встретили участников турнира, провели регистрацию, собрали регистрационный сбор, раздали нагрудные номера участникам и начали турнир.
Проведение Турнира:
Зарегистрировав всех участников и получив их подписи на листе с инструкцией по технике безопасности, мы объявили об официальном открытии турнира (во всех турнирах кроме первого, после этого мы делали торжественное построение, равнение на флаг и включали гимн России). Руководители клуба сказали краткую приветственную речь, поприветствовав всех собравшихся и поблагодарив их за проявленный интерес к новому виду спорта.
После этого, Главный судья соревнований - один из руководителей клуба, провел наглядный инструктаж по технике безопасности, показал особенности стрельбы из арбалета (т.к. многие из участников, а их было около 30 человек, впервые видели арбалет), рассказал вкратце о правилах проведения турнира.
После этого началась пристрелка. Каждый участник турнира подходил согласно регистрации к рубежу и делал по 3 пристрелочных выстрела. При этом, новичков консультировали члены клуба имеющие опыт обращения с арбалетом. Пристрелочных серии было две. Т.е. по очереди 2 подхода по 3 выстрела.
Подход каждого участника контролировался Главным судьей соревнования и фиксировался на бумаге. Заходить за ограждение, а также вынимать стрелы имели право только специально назначенные для этого члены клуба.
После окончания пристрелки, было объявлено о начале квалификационного раунда. Квалификация состояла из 2-х серий по 3 выстрела. Серии делались также по очереди согласно регистрации. Начиная с этого этапа и далее, стрельба велась участниками только по свистку главного судьи одновременно двумя участниками (на первом турнире у нас было всего 2 арбалета, в дальнейшем 4). После завершения стрельбы, главный судья подходил к мишеням, фиксировал результат в протоколе, оглашал его, а помощники вынимали стрелы из щитов и возвращали их на огневой рубеж.
После того, как квалификационный раунд закончился, были определены 4 участника с лучшими результатами которые получили право участвовать в полуфинале. В случае, если у двух участников претендующих попасть в 4-ку сильнейших оказывается одинаковый результат (например есть участники с результатами 58, 57, 55, 52 и 52 - первые трое однозначно проходят, а двое оставшихся претендуют на одну путевку в полуфинал) они проводят "перестрелку" - одну серию по 1 выстрелу. Лучший проходит в следующий круг.
Во всех турнирах начиная со второго мы ввели деление на дивизионы: мужской и женский. В этом случае квалификация проводится в смешенном режиме, т.е. все подходят к рубежу согласно номеру регистрации, но при подсчете очков и определении полуфиналистов, естественно, учитывается принадлежность к дивизиону.
Полуфиналы.
В полуфинальном раунде результаты квалификации обнулились. Полуфиналисты стреляли попарно одну серию по 3 выстрела. Из четверки двое с лучшими результатами прошли в финал, двое с худшими - в утешительный финал за 3-е место. В случае совпадения результатов, также проводилась дополнительная серия по 1 выстрелу.
Вначале провели утешительный финал. Финальная серия также состоит из одной серии по 3 выстрела. По результатам утешительного финала определили обладателя 3-го места и бронзовой медали.
Кульминацией турнира был финал. Финал также состоит из одной серии по 3 выстрела. По результатам финала был определен обладатель 2-го места и серебряной медали и конечно же, победитель турнира, обладатель золотой медали и летнего кубка СК "Робин Гуд".
Дальше - неформальное общение, свободные стрельбы, шашлык, песни у костра…Необходимо сказать о СМИ. Ни одно из наших подобных мероприятий (турниры и официальные тренировки за месяц до турнира) не проходят без участия СМИ. Своих представителей присылает как минимум одна телекомпания (из 5-ти имеющихся в городе) и несколько газет.
На зимние стрельбы приезжали даже представители федерального 5-го канала и сюжет о наших стрельбах был показан в блоке федеральных новостей этого телеканала. Такой интерес журналистов обусловлен экзотичностью арбалетного спорта и этим необходимо пользоваться. Для вас это будет дополнительным источником рекламы не требующим абсолютно никаких вложений.
Для еще большей рекламной отдачи от мероприятия, на втором турнире мы даже сделали специальный дивизион - "дивизион СМИ". Участие журналистов в мероприятии было бесплатным. Им также как и другим участникам были вручены медали и кубок. Победителем стал оператор одной из телекомпаний, благодаря чему мы бесплатно получили у них в новостях большой сюжет о мероприятии.
Вообще, с журналистами надо дружить. Тогда с завидной периодичностью в прессе будут появляться статьи о деятельности вашего клуба, о проводимых вами мероприятиях. После такой "раскрутки" и многие вопросы с городскими властями станет решать гораздо легче.
Турниры мы проводим один раз в сезон. Летний, Осенний, Зимний, Весенний кубки. Проводя Весенний кубок в 2009 году мы придумали разыграть еще и Суперкубок, чтобы выявить лучшего стрелка сезонов 2008/2009 и поощрить его ценным призом - арбалетом.
К участию в Суперкубке были допущены все призеры предыдущих турниров. В итоге, вполне логично, Суперкубок и арбалет достались нашему одноклубнику, победителю 3-го и 4-го турниров.
В дальнейшем мы планируем проводить турниры уже по официальным нормативам с присуждением разрядов.
К примеру на расстоянии 10 метров норматив - 10 выстрелов в мишени (мишени меньшего диаметра чем мы используем сейчас). Результаты: 3 разряд: женщины - 84, мужчины - 87; 2 разряд: женщины - 90, мужчины - 92. Первый и более высшие разряды на 10 метрах присуждается при 20 выстрелах. 3 разряд: ж-165, м-172; 2 разряд: ж-176, м-182; 1 разряд: ж-186, м-190.
Вот в вкратце и все, что касается нашего опыта проведения клубных турниров.
Если у вас после прочтения статьи возникли вопросы или есть предложения по организационным моментам, просим писать нам в комментариях.